Светодиоды в автомобиле - как применять ?Многие автолюбители хотели бы заменить штатные лампочки накаливания в авто на светодиоды. Преимущество последних несомненно - низкий ток потребления, долговечность, более высокая светоотдача, отсутствие нагрева. Приятно оставить включенными габариты и поутру обнаружить, что аккумулятор и не думал разряжаться. Эта статья поможет самостоятельно произвести замену автомобильных лампочек на светодиоды и избежать типичных ошибок.
Первое, что вы
должны усвоить, прежде чем приступить к процедуре замены : светодиод
–
это не лампочка. Будьте аккуратны и внимательны, ремонт
электрооборудования авто
в результате ваших неправильных действий – штука малоприятная. Это,
впрочем, касается не только светодиодов,
но и любых действий с электропроводкой, будь то установка усилителя или
доп-сигналов. Но, тем не менее, не боги горшки обжигают, ничего
сложного в подобной замене нет, любой человек с прямыми руками способен
произвести ее самостоятельно.
Основные позиции, которые нам нужно усвоить: 1.
Напряжение в бортовой сети авто.
Обычно это 12-13 в при
заглушенном двигателе и 13-14,5 в при
заведенном.
2. Напряжение питания типичного светодиода – 3,5 в. В зависимости от цвета это может быть : для желтых и красных светодиодов - 2 - 2,5 в.; для синих, зеленых, белых - 3-3,8 в. Типовой ток маломощного светодиода – 20 мА, мощного – 350 мА. 3. Не все светодиоды, в отличие от лампочек, освещают пространство вокруг себя. Это нужно учесть при замене индикаторных ламп, например, в приборной панели. При покупке следует обратить внимание на тип линзы или, если есть возможность, спросить у продавца. Узконаправленные светодиоды имеют на конце маленькую линзу. Вообще, постарайтесь проверить это при покупке, а еще лучше, купите и попробуйте несколько разных. 4. У светодиода, как и у аккумулятора, есть плюс и минус. Минус называется катодом, плюс - анодом, на схемах они изображаются так : |
---|
Вам
должно быть понятно, что просто взять и включить
|
Хотите убедиться ? Возьмите и
подключите любой
дешевый светодиод напрямую к бортовой
сети. Он у вас
красиво засияет и задымится :) Зато будете представлять как выглядит
процесс. Дорогие светодиоды перегорают
точно так же,
поэтому тренироваться лучше на дешевых. Подключаем светодиоды
1.
В продаже продаются светодиодные
панельки, так
называемые кластеры, они
рассчитаны на питание 12в. Их можно
просто подключить
к бортовой сети и
радоваться красивым огонькам. Но есть неприятная особенность – при
изменении оборотов двигателя будет меняться интенсивность свечения светодиодов
в кластерах.
Незначительно, но заметно глазу. К тому же, по факту,
нормально они светят при напряжении около 13в, поэтому если у вас
низкое напряжение в бортовой сети, светить кластеры
будут тускло. Кластер состоит из цепочки светодиодов
и резистора. 2. Включить светодиоды последовательно, цепочкой, то есть сделать самодельный кластер. То есть сцепить нужное количество между собой, а оставшиеся два крайних вывода – к бортовой сети. Нетрудно подсчитать, что для 12-14в понадобится 3 светодиода. В сумме они дадут 3,5х3=10,5 в. Как говорилось выше, у светодиода есть плюс и минус. Соединение последовательно – это когда плюс одного соединяется с минусом следующего и так далее до конца цепочки. Но напрямую их подключать все еще нельзя, нужно последовательно с вашей цепочкой включить гасящий лишнее напряжение резистор (сопротивление) - номиналом примерно 100-150 Ом, мощностью 0,5 Вт. Резисторы продаются в любом магазине для радиолюбителей. Этот способ страдает тем же недостатком, что и предыдущий – изменением интенсивности свечения светодиодов при изменении оборотов. Небольшим, но неприятным. Тем не менее, пользуясь этой схемой вы можете подключить любое количество светодиодов, собирая их цепочками по 3 шт. с резистором и включая параллельно. Параллельно - это значит собрать несколько одинаковых цепочек и объединить их плюсовые и минусовые провода. Вообще, номинал резистора вычисляется по закону Ома. Но если вы не в ладах с формулами, применяйте простое правило: если включаете 1 светодиод - резистор нужен 500 Ом, если два - 300 Ом, три светодиода - 150 Ом. При этом дальше можете не читать. :) Но потратив полчаса на изучение простой формулы, вы научитесь правильно подбирать значения резисторов, а значит ваши светодиоды будут светить долго и правильно. Могу заверить, что не нужно быть академиком, постараюсь разьяснить подробно и понятно. Вам понадобятся :
2. Закон
Ома
для участка
электрической цепи, то есть для вашего светодиода
и резистора.
R=U/I .
Где R - сопротивление резистора, U - напряжение, которое нужно
погасить, I - ток в цепи. То есть, чтобы получить сопротивление
гасящего резистора, нужно разделить напряжение,
которое нужно погасить, на ток, который нужно получить. Рассмотрим пример. У нас есть простой белый светодиод, который нам нужно подключить к бортовой сети автомобиля. Напряжение питания такого светодиода приблизительно 3,5 в, ток - 20 мА. 1.
Замеряем напряжение
в той
точке, к которой мы собираемся подключить светодиод. Дело в том, что
напряжение в бортовой сети разное. На аккумуляторе может быть 13 вольт,
а на прикуривателе - 13,5 и т.д. Поэтому определитесь заранее, куда
будете подключать. Включите прибор в режим измерения напряжения и
произведите замер. Допустим, это 13 в. Запишите на бумажке. 2. Вычитаем из 13в напряжение питания светодиода (3,5в). Получаем 9,5 в. Ток в формулу подставляется в амперах, в одном ампере 1000 миллиампер то есть в нашем случае 20 мА - 0,02 А. Пользуясь формулой вычисляем сопротивление : 9,5/0,02=475 Ом. То есть нам нужно сказать продавцу в магазине радиотоваров "Мне нужен резистор 475 Ом 0,5 Вт". Можно использовать номинал и побольше, только светить светодиоды будут тусклее. Купив искомое, подключаем и радуемся :) Чтобы уж окончательно убедиться в правильности расчетов, можете померять ток в цепи. Для этого нужно включить мультиметр в режиме измерения тока (см. инструкцию к прибору) в разрыв между резистором и светодиодом.
Он должен показать 20 миллиампер или меньше. У резисторов и светодиодов есть разброс параметров, поэтому ток может отличаться в обе стороны, но незначительно. Если значение от 15 до 23 мА - нормально. Чем больше ток, тем ярче светит светодиод, но тем меньше срок его службы. Поэтому для обычных светодиодов не рекомендуют устанавливать ток выше 20 мА, оптимально - 18мА. Самый лучший способ подбора нужного сопротивления - использовать переменный резистор. Но это уже сложнее :)
Вышеприведенная информация
позволит произвести подключение любого количества маломощных
и
мощных
светодиодов, достаточно знать их рабочие
напряжение и
ток и подставлять
их в формулу.
Для
самых пытливых :) - первый светодиодный драйвер для авто
|
Самые пытливые наверняка заметили, что текст этой статьи не получается скопировать в буфер ;) Таким вот образом некоторые авторы пытаются защитить свои тексты от плагиата. Я натолкнулся на это, когда пытался разместить в свою подборку статей кое какие интересные данные. Полчаса времени - и стало понятно - как это сделано, хоть я и не веб-дизайнер. Способ любопытный, но, как мне кажется, глупо бояться плагиата в интернете - захотят - своруют. Истина все равно всплывет, и настоящий автор получит свою долю славы. Я собираю полезную информацию, чтобы она не затерялась на просторах сети, будучи размещена в одном источнике - чужая слава мне не нужна, пусть лучше маленькая - но своя ;) Поэтому все желающие могут размещать информацию с этого сайта где угодно, указывая, разумеется, автора и источник. И эту статью тоже - если угадаете, как ;) (подсказка-для Оперы блокировка не прописана-лень было) |
Назад в раздел статей о светодиодах и свете
На главную страницу сайта Led22.ru
Форум о светодиодах и свете "Светлый угол"